Виртуальная школа

Школа ВЕНДА

Русский язык

НОУ СОШ "ВЕНДА"

7-8 класс

ЗАДАНИЯ

 

Задание 1. Расставьте недостающие знаки препинания, вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки.

 

Слово пожалуй самая уд..вительная вещ.. на свете.

Смотрите какие гр..ндиозные результаты достигнуты благод..ря реч.. . Попробуйте представить себе, что осталось бы вокруг нас если бы не было реч.. . (Не) было бы общен..я между людьми то есть (не) было бы общества не сущ..ствовали бы письмо и печать а с ними литература и наука; (не) было бы мысли (не) было бы культуры (не) было бы человека!

Слово может ран..ть больнее чем нож.., отр..вить смертельн..е чем яд. Оно может потр..сти  мас..ы людей побудить к действию целые народы.

Слова так (же) реальны как окружающие нас вещ.. . Это (не)  наши личные, произвольные изобр..жения. Слова существуют (не) зависимо от каждого из нас. Их форма и значение обще (обязательны) и (не) зыблемы. Слова можно сказать самая древняя «вещ..» на свете. Тыс..чу лет тому назад наши предки произносили те (же) слова что и мы: «есть» и «пить», «я» и «ты», «мать» и «дочь», «солнце» и «море».

Слова действительно «прочнее бронзы и древних пир..мид» как говорил в своих стихах римский поэт Гораций почти 2000 лет тому назад. Разве это (не) удивительно?!

 

(167 слов. По Б. Казанскому)

 

 

Задание 2. Расставьте ударения в словах.

 

Корысть, приговор, сливовый, розан, приданое, бармен, газопровод, нивелировать, прирост, швея.

 

 

Задание 3.  Приведённые слова распределите по двум группам: а) слова, в которых выделенные согласные произносятся как твёрдые; б) слова, в которых выделенные согласные произносятся как мягкие.  

 

Шинель, антитеза, фанера, музей, купе, кафе, академия,  теорема, термин, штепсель, денди, пресса, тезис, протекция, детектив, геодезия, турне, вундеркинд, демарш, гротеск, термос, тире, цитадель. 

 

 

Задание 4.  Определите, какому слову в современном русском языке соответствуют славянские батьківщина (украинское), бацькаўшчына (белорусское), отацбина (сербское), domovina (словенское).

 

 

Задание 5.  Прочитайте приведенные ниже заголовки газетных статей. В основе всех этих заголовков лежит трансформация (видоизменение) известных устойчивых словосочетаний. Восстановите исходные устойчивые словосочетания и укажите их значение.

 

1) Все дороги ведут в яму? (о плохом состоянии дорог)

2) Не посидеть ли на бобах? (о полезных продуктах питания)

3) Топорная миграция (о недавней находке в Кении каменных топоров)

4) Двуликий тонус (об энергетических напитках)

5) Холод — не тётка (о приближающихся холодах)

 

 

Задание 6. Определите значение и происхождение слов небóсь, невмоготý, неужéли.

 

 

Задание 7. В словарных статьях лингвистических словарей встречаются сокращения: ж. — женский род; ед. — единственное число и т.д. «Расшифруйте» приведенные ниже сокращения.

 

л.

см. —

тж —

ст.-сл. —

т.е. —

сб. —

ц.-сл. —

презр. —

фам. —

пов. —

 

 

Задание 8.  Определите особенность значения выделенных глаголов в приведенном отрывке. 

 

Старушка ей: «А вот камин;

Здесь барин сúживал один.

Здесь с ним обéдывал зимою

Покойный Ленский, наш сосед» (А.С. Пушкин. Евгений Онегин).

 

 

Задание 9.  1) Исключите пункт, который является лишним в приведённом ниже перечне с точки зрения генеалогической классификации языков. Мотивируйте свой ответ. 2) Что общего между языками, представленными в пунктах 4 и 7?

 

1) русский язык

2) словéнский язык

3) чешский язык

4) полáбский язык

5) польский язык

6) эстонский язык

7) старославянский язык

 

 

Задание 10.   Определите число частей в составе сложного предложения и выделите их знаком /.

 

Необозримо блестяще-жёлтое поле замыкалось только с одной стороны высоким синеющим лесом, который тогда казался мне самым отделенным местом, за которым или кончается свет, или начинаются необитаемые страны (Л.Н. Толстой).

 

 

Задание 11.  Укажите русского учëного-лингвиста, создавшего  знаменитую «теорию трëх штилей».

 

А) В.К. Тредиаковский; Б) М.В. Ломоносов; В) А.Х. Востоков; Г) Ф.И. Буслаев; Д) В.В. Виноградов.

 

Задание 12.  Переведите текст на современный русский язык (берестяная грамота № 43, Новгород, 1380-1400 гг.).

 

От бориса ко ностасии. Како приде ся грамота, тако пришли ми цоловѣкъ на жерепцѣ, зане ми здѣсе дѣлъ много. Да пришли сороцицю — сороцицѣ забыле.

 

 

 

 

Русский язык
© 2013 http://www.venda.ru/ - Школа ВЕНДА