Глава 1
Откуда взялись и куда делись деньги, или зачем вести бухгалтерский учет?
Активы, пассивы, основные группы хозяйственных средств.
Зачем нужно вести бухгалтерский учет? Ведь в семье мы вполне обходимся без него. Однако вспомните, не бывало ли у вас такой ситуации – раньше времени кончились деньги, и никто не помнит, почему так произошло? Вроде бы ничего внепланового не покупали, а не хватает кругленькой суммы. Если такое происходит в семье, состоящей из 3 – 5 человек, то можете себе представить, что может произойти на крупном предприятии, где работают тысячи человек, если не записывать аккуратнейшим образом все, что происходит на нем. А представьте себе, что вам необходимо самим рассчитать налоги, которые вы должны уплатить, и сделать это правильно, иначе не миновать крупных неприятностей. Для этого вам придется заполнить декларацию о доходах и расходах (ведь некоторые из них освобождаются от налогов), как это делают в большинстве развитых стран. Как, интересно, вы справитесь с этой задачей, если вы ничем не записывали весь год? Нет, что ни говори, но и дома должна быть своя микро бухгалтерия. Давайте же попробуем вести домашний бухгалтерский учет.
Начнем, пожалуй, с того, что составим семейный бюджет за месяц. Как вы помните, бюджет – это таблица доходов и расходов.
СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ ЗА МАЙ 1998 г.
Доходы |
Сумма |
Расходы |
Сумма |
Зарплата папы |
2 500 р. |
Продукты |
3 000 р. |
Зарплата мамы |
2 000 р. |
Вещи |
3 500 р. |
Пенсия бабушки |
500 р. |
Плата за квартиру |
350 р. |
Дотация, выданная в школе |
45 р. |
Оплата преподавателей |
695 р. |
Проданные старые вещи |
2 500 р. |
||
Итого: |
7 545 р. |
Итого: |
7 545 р. |
Как вы, наверное, уже обратили внимание – общая сумма доходов получилась равной общей сумме расходов. Случайно ли это? Нет, не случайно. По другому просто не может быть, потому что нельзя потратить больше, чем имеешь.
А теперь попробуем разбить все, что мы имеем, по группам.
I группа
Недвижимость, ценные бытовые предметы и средства индивидуально - трудовой деятельности (ИТД).
Квартира
Машина
Строящаяся дача
Мебель
Телевизор
Швейная машинка (допустим, мы подрабатываем на дому, строча рубашки)
II группа
– ЗапасыПродукты
Материал (для рубашек)
Бензин
III группа
– Денежные средстваДеньги на сберкнижке
Наличные деньги
Деньги, которые мы дали в долг
IV группа
– Собственные источники средствЗарплата
Прибыль от ИТД
Пособия
Пенсии
Семейный фонд
V группа
– Средства, взятые в долг на срок более годаДолгосрочные кредиты, взятые в банке
Деньги, взятые в долг у знакомых на длительный срок
VI группа
– Средства, взятые в долг на короткое времяТо же, что и в V группе, но на срок менее года
Если вы внимательно проанализируете эти группы, то заметите, что в I, II
и III мы перечислили то, на что мы тратим наши средства, или в каком виде их храним, а в IV, V и VI – откуда мы эти средства взяли. Теперь все наши затраты мы будем называть АКТИВАМИ, а источники получения нами средств – ПАССИВАМИ. Учитывать все, что мы имеем, мы будем не в штуках, не в килограммах, а только в рублях и именно в тех ценах, которые сложились на момент составления отчета. Давайте попробуем изобразить финансовое состояние взятой нами за пример семьи за май 1998 года.
АКТИВ (то, что мы имеем) |
ПАССИВ (откуда мы это взяли) |
||
I |
Сумма |
I |
Сумма |
Квартира |
500 000 р. |
Семейный фонд |
760 455 р. |
Машина |
150 000 р. |
Зарплаты |
4 500 р. |
Строящаяся дача |
3 500 р. |
Пенсии |
500 р. |
Мебель |
100 000 р. |
Пособия |
45 р. |
Телевизор |
5 000 р. |
Прибыль от ИТД |
2 500 р. |
Швейная машинка |
3 500 р. |
||
II Продукты |
3 000 р. |
II Долгосрочный кредит, взятый в банке (на дачу) |
5 000 р. |
Материал |
1 000 р. |
||
Бензин |
1 500 р. |
||
III Банковский счет |
4 000 р. |
III Деньги, взятые в долг у знакомых на короткий срок. |
1 000 р. |
Наличные |
2 000 р. |
||
Деньги, данные в долг |
500 р. |
||
Итого: |
774 000 р. |
Итого: |
774 000 р. |