Часть I
Глава 1. Зачем вести бухгалтерский учет?
Глава 2. Баланс.
Глава 3.Виды хозяйственных операций.
Глава 4. Дебет, Кредит, Оборот, Сальдо.
Глава 5. Правило двойной записи.
Глава 6. Амортизация и переоценка.
Глава 7. Задания для самостоятельной работы.
Глава 8. К нам едет ревизор.

Часть II
Глава 1. Хозяйственные средства предприятия.
Глава 2. Производственный цикл.
Глава 3. Создание фирмы.
Глава 4. Баланс фирмы.
Глава 5. Задания для самостоятельной работы.
Глава 6. Оборотная ведомость фирмы.
Глава 7. Задания для самостоятельной работы.
Глава 8. Налоги.
Глава 9. Нематериальные активы.

Заключение.

Глава 1

 

Откуда взялись и куда делись деньги, или зачем вести бухгалтерский учет?

Активы, пассивы, основные группы хозяйственных средств.

Зачем нужно вести бухгалтерский учет? Ведь в семье мы вполне обходимся без него. Однако вспомните, не бывало ли у вас такой ситуации – раньше времени кончились деньги, и никто не помнит, почему так произошло? Вроде бы ничего внепланового не покупали, а не хватает кругленькой суммы. Если такое происходит в семье, состоящей из 3 – 5 человек, то можете себе представить, что может произойти на крупном предприятии, где работают тысячи человек, если не записывать аккуратнейшим образом все, что происходит на нем. А представьте себе, что вам необходимо самим рассчитать налоги, которые вы должны уплатить, и сделать это правильно, иначе не миновать крупных неприятностей. Для этого вам придется заполнить декларацию о доходах и расходах (ведь некоторые из них освобождаются от налогов), как это делают в большинстве развитых стран. Как, интересно, вы справитесь с этой задачей, если вы ничем не записывали весь год? Нет, что ни говори, но и дома должна быть своя микро бухгалтерия. Давайте же попробуем вести домашний бухгалтерский учет.

Начнем, пожалуй, с того, что составим семейный бюджет за месяц. Как вы помните, бюджет – это таблица доходов и расходов.

СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ ЗА МАЙ 1998 г.

 Доходы

Сумма

Расходы

Сумма

Зарплата папы

2 500 р.

Продукты

3 000 р.

Зарплата мамы

2 000 р.

Вещи

3 500 р.

Пенсия бабушки

500 р.

Плата за квартиру

350 р.

Дотация, выданная в школе

45 р.

Оплата преподавателей

695 р.

Проданные старые вещи

2 500 р.

   

Итого:

7 545 р.

Итого:

7 545 р.

Как вы, наверное, уже обратили внимание – общая сумма доходов получилась равной общей сумме расходов. Случайно ли это? Нет, не случайно. По другому просто не может быть, потому что нельзя потратить больше, чем имеешь.

А теперь попробуем разбить все, что мы имеем, по группам.

I группа

Недвижимость, ценные бытовые предметы и средства индивидуально - трудовой деятельности (ИТД).

Квартира

Машина

Строящаяся дача

Мебель

Телевизор

Швейная машинка (допустим, мы подрабатываем на дому, строча рубашки)

II группаЗапасы

Продукты

Материал (для рубашек)

Бензин

III группаДенежные средства

Деньги на сберкнижке

Наличные деньги

Деньги, которые мы дали в долг

IV группаСобственные источники средств

Зарплата

Прибыль от ИТД

Пособия

Пенсии

Семейный фонд

V группаСредства, взятые в долг на срок более года

Долгосрочные кредиты, взятые в банке

Деньги, взятые в долг у знакомых на длительный срок

VI группаСредства, взятые в долг на короткое время

То же, что и в V группе, но на срок менее года

Если вы внимательно проанализируете эти группы, то заметите, что в I, II и III мы перечислили то, на что мы тратим наши средства, или в каком виде их храним, а в IV, V и VIоткуда мы эти средства взяли. Теперь все наши затраты мы будем называть АКТИВАМИ, а источники получения нами средств – ПАССИВАМИ. Учитывать все, что мы имеем, мы будем не в штуках, не в килограммах, а только в рублях и именно в тех ценах, которые сложились на момент составления отчета. Давайте попробуем изобразить финансовое состояние взятой нами за пример семьи за май 1998 года.

АКТИВ (то, что мы имеем)

ПАССИВ (откуда мы это взяли)

I

Сумма

I

Сумма

Квартира

500 000 р.

Семейный фонд

760 455 р.

Машина

150 000 р.

Зарплаты

4 500 р.

Строящаяся дача

3 500 р.

Пенсии

500 р.

Мебель

100 000 р.

Пособия

45 р.

Телевизор

5 000 р.

Прибыль от ИТД

2 500 р.

Швейная машинка

3 500 р.

   

II

Продукты

3 000 р.

II

Долгосрочный кредит, взятый в банке (на дачу)

5 000 р.

Материал

1 000 р.

   

Бензин

1 500 р.

   

III

Банковский счет

4 000 р.

III

Деньги, взятые в долг у знакомых на короткий срок.

1 000 р.

Наличные

2 000 р.

   

Деньги, данные в долг

500 р.

   

Итого:

774 000 р.

Итого:

774 000 р.