Часть I
Глава 1. Зачем вести бухгалтерский учет?
Глава 2. Баланс.
Глава 3.Виды хозяйственных операций.
Глава 4. Дебет, Кредит, Оборот, Сальдо.
Глава 5. Правило двойной записи.
Глава 6. Амортизация и переоценка.
Глава 7. Задания для самостоятельной работы.
Глава 8. К нам едет ревизор.

Часть II
Глава 1. Хозяйственные средства предприятия.
Глава 2. Производственный цикл.
Глава 3. Создание фирмы.
Глава 4. Баланс фирмы.
Глава 5. Задания для самостоятельной работы.
Глава 6. Оборотная ведомость фирмы.
Глава 7. Задания для самостоятельной работы.
Глава 8. Налоги.
Глава 9. Нематериальные активы.

Заключение.

Глава 4

Дверь и окно.

Дебет, кредит, оборот, сальдо.

Как же нам оформлять каждую нашу хозяйственную операцию? Может быть, зачеркивать в балансе старое значение и вместо него записывать новое? Но тогда за месяц у нас получится такая мазня, что никто, и даже мы сами, не сможет в ней разобраться. Тогда может быть нам переписывать баланс после каждой операции? Но в этом случае мы целый день только этим и будем заниматься, ведь настоящий баланс очень большой. Пожалуй, поступим так: для каждой статьи, которая участвует в происходящей хозяйственной операции, будем рисовать отдельную маленькую табличку, а потом перепишем в конце месяца окончательный результат в баланс. Ну что, попробуем?

Рассмотрим такую хозяйственную операцию.

Вы пошли в магазин и купили продуктов на 50 рублей.

Как вы уже догадались, в этой операции принимают участие два счета: "Продукты", который увеличивается, т. к. вы пополнили свои запасы продуктов, и "Наличные деньги", который уменьшается, потому что после покупок денег у вас стало меньше.

Продукты

Наличные деньги

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Сальдо нач. 3 000 р.

 

Сальдо нач. 2 000 р.

 

50 р.

   

50 р.

Оборот: 50 р.

   

Оборот: 50 р.

Сальдо кон. 3 050 р.

 

Сальдо кон. 1 950 р.

 

Вы только взгляните – сколько сразу появилось новых слов! Попробуем по порядку в них разобраться. Начнем с тех, которые бухгалтеры употребляют чаще всего – Дебет и Кредит. По своему смыслу они похожи на слова "приход" и "расход", которые мы использовали при составлении бюджета. Однако, какое именно из них обозначает приход, а какое расход – однозначно сказать нельзя. При одних обстоятельствах дебет – это приход, а кредит – расход, а при других наоборот. Мы еще подробно поговорим об этом. Но сейчас вам важно запомнить, что

ДЕБЕТом всегда называют левую половину счета, а КРЕДИТом – правую.

Для того, чтобы вы это лучше запомнили, я расскажу вам один анекдот: "Работал в одной организации старый бухгалтер. И когда ему приносили на подпись какие-то документы, он открывал ящик стола, заглядывал туда, внимательно сверял с принесенным ему документом и только после этого подписывал. Всем было страшно интересно – что же у него там такое лежит? И вот однажды этот бухгалтер ушел на пенсию. Вся организация сбежалась к нему в кабинет, открывают заветный ящик и видят, что там лежит листок бумаги, а на нем написано: ДЕБЕТ – к окну, КРЕДИТ – к дверям".

Второе незнакомое слово – САЛЬДО (не путайте с сольдо, которые Буратино зарывал на поле чудес в Стране Дураков). Так вот, "сальдо" означает "остаток". Сальдо начальное (С.н.) – это то, что по данному счету оставалось в прошлом месяце – его мы берем из баланса прошлого месяца. Сальдо конечное (С.к.) – это то, что осталось после всех операций, произведенных в этом месяце – и его мы запишем как конечный показатель, когда будем составлять новый баланс.

И, наконец, ОБОРОТ – это сумма всех хозяйственных операций, произведенных по данному счету за текущий месяц.

Теперь давайте разберемся с дебетом и кредитом. Почему мы написали сальдо в дебете? Всегда ли нужно так делать? Нет, не всегда. Здесь все зависит от того, что обозначают в данном счете дебет и кредит. Сальдо всегда записывается в колонке, соответствующей по смыслу "приходу". А как узнать, в каком счете дебет является приходом, а в каком расходом? А очень просто – если счет записывается в балансе в колонке "Активы" (и называется "АКТИВНЫМ"), то ДЕБЕТ – ПРИХОД, а КРЕДИТ – РАСХОД, и сальдо записывается в ДЕБЕТе. Если же счет записан в колонке "Пассивы" (и называется "ПАССИВНЫМ"), то у него ДЕБЕТ – РАСХОД, а КРЕДИТ – ПРИХОД, и сальдо записывается в КРЕДИТе.

В нашем примере и счет "Продукты", и счет "Наличные деньги" являются активными, поэтому сальдо у них записывается в дебете, приход (увеличение средств на счете) тоже в дебете, а расход (уменьшение средств на счете) – в кредите.

Конечное сальдо рассчитывается так.

Для активных счетов: Для пассивных счетов:

С.к.= С.н. + О.деб.– О.кред.; С.к.=С.н. + О.кред. – О.деб.,

где С.н., С.к. – начальное и конечное сальдо,

О.деб., О.кред. – оборот по дебету и по кредиту.